Правила питания при сахарном диабете

Низкоуглеводная диета является одной из самых важных составляющих в комплексном лечении сахарного диабета обоих типов. Она помогает:

• предоставить организму все необходимые для энергичной жизни питательные вещества, не потребляя при этом продукты, способные ухудшить состояние больного, спровоцировать острый приступ заболевания или какие-либо осложнения;
  • сохранять уровень глюкозы в крови на уровне, максимально приближенном к уровню глюкозы в крови у здорового человека;
  • нормализовать обменные процессы в организме;
  • уменьшить и сохранить в пределах нормы массу тела;
  • снизить риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Какие вещества должен содержать дневной рацион больного сахарным диабетом?

Углеводы

Ошибочно мнение тех, кто полагает, что из рациона больного сахарным диабетом необходимо полностью исключить углеводы. Ведь именно углеводы служат организму человека наиболее легким источником энергии, именно углеводы обеспечивают правильное функционирование ряда внутренних органов, сердечных мышц и центральной нервной системы.

Другое дело, что количество потребляемых углеводов должно быть строго ограничено. Особенно это касается так называемых простых или быстрых углеводов (моно- и дисахаридов), содержащихся в сахаре, меде, фруктовых соках, варенье, пиве.

Простые углеводы расщепляются чрезвычайно быстро, примерно через 10 минут после их потребления глюкоза уже попадает в кровь. И это для больных сахарным диабетом первого типа достаточно вредно: быстрое повышение уровня глюкозы в организме вызывает острую нехватку инсулина, которого и так недостаточно. Отсюда резкое ухудшение самочувствия больного.

Менее вредны организму диабетика сложные, медленные углеводы, поступающие в организм из хлеба, макарон и других мучных изделий, круп, картофеля и проч. Процесс расщепления медленных углеводов занимает от получаса до часа, соответственно уровень глюкозы в крови повышается постепенно, медленно, и организм больного успевает адекватно отреагировать на эти изменения.

Следует обратить внимание на то, что термическая обработка и измельчения в значительной мере облегчают переработку даже сложных углеводов, и опять же создают риск возникновения острого приступа заболевания. Поэтому при приготовлении пищи для диабетика правильным будет крупы и макароны слегка недоваривать, картофель не измельчать, а готовить «в мундире» и т.д.

Белки

Белки поступают в организм из мяса, рыбы, птицы, яиц, молочных продуктов, бобовых, грибов и проч. Они отвечают за жидкостный баланс внутри спинного и головного мозга человека, а также выполняют функцию переносчиков всех поступающих питательных веществ и лекарственных компонентов медицинских препаратов. Поэтому белки в рационе как здорового, так и больного сахарным диабетом человека должны присутствовать в обязательном порядке.

Норма потребления белков для взрослого составляет где-то 20% от общего суточного рациона, у диабетика этот процент обычно снижается.

Жиры

Жиры, так же как и углеводы, служат для нашего организма источниками энергии, но не сиюминутно потребляемой, а долговременной, откладываемой организмом «про запас». Вот почему чрезмерное употребление жиров способствует увеличению массы тела и служит одной из главных причин возникновения ожирения, недопустимого для диабетиков.

Различают жиры насыщенные (животного происхождения), содержащиеся в жирном мясе, сливочном масле, сливках и молоке большого процента жирности, и ненасыщенные (растительного происхождения), содержащиеся в растительных маслах, рыбьем жире, авокадо, орехах и семечках. Общее количество потребляемых взрослым жиров должно составлять не более 30%. При этом две трети этого объёма должно приходиться именно на ненасыщенные жиры.

Общие правила питания диабетика

1. Питаться не менее 6 раз в день в строго определённое время равными мелкими порциями.
  2. Составить индивидуальный план питания, в котором должно быть прописано, сколько и каких продуктов можно съесть без ущерба для здоровья в каждый приём пищи.
  3. Сахар заменить на диабетические сахарозаменители: аспатам, сахарин, цикламат, ксилит, сорбит, фруктозу.
  4. Ограничить количество потребляемой соли и алкоголя.
  5. Перед готовкой птицу очищать от кожи, а с мяса и рыбы удалять весь видимый жир. Жирные сорта мяса и рыбы стоит исключить вообще.
  6. Рекомендуется отдавать предпочтение отварным и тушеным блюдам либо же блюдам, приготовленным на гриле и на пару.
  7. Ограничить потребление полуфабрикатов, сыров, колбас и колбасных изделий.
  8. Практически полностью устранить из рациона кондитерские изделия.
  9. Приобретать молочные и кисломолочные продукты с низким содержанием жирности либо обезжиренные молочные и кисломолочные продукты.
  10. Нет ограничений на употребление овощей, специй и пряных трав.

Записаться на консультацию эндокринолога можно каждый день, в удобное для Вас время, запись на приём по телефону:

Цены на консультации и услуги эндокринолога

Выгодно:

Программа «Выявление причин избыточного веса»

Программа по выявлению причин избыточного веса

Программа «Сахарный диабет: полное обследование»

Диагностика сахарного диабета

Программа «Обследование щитовидной железы»

Специальная программа обследования щитовидной железы

Приём ведёт врач эндокринолог:

Агабабаева Ирина Азатовна

Врач эндокринолог